A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



13:34
«Старик-филин»

Пятого и шестого сентября в Североуральске состоялся первый этнографический фестиваль «Старик-филин». Событие посвящено малочисленному народу манси – коренным жителям Урала, их культуре и традициям.

Инициаторами проведения фестиваля стали директор Североуральского краеведческого музея Елена Лысенко и сотрудник музея Юлия Корнилова, которая и разработала проект мероприятия. В декабре прошлого года Ю. Корнилова с проектом представила Североуральск на конкурсном отборе событийных мероприятий Свердловской области. Конкуренция была высока, но жюри одобрило проведение «Старика-филина» в Североуральске.

На историческую землю манси прибыли гости из Москвы, Екатеринбурга, всей области, представители мансийских семей Анямовых и Дунаевых из п. Полуночное. Особая гостья прибыла из Якутии – варганистка Олена Подлужная (творческий псевдоним Уутай), которая была готова не только радовать зрителей своим уникальным творчеством – игрой на национальном струнном инструменте варгане, но и провести мастер-класс по обучению игре на нем. В торгово-выставочных рядах была организована выставка-продажа авторских изделий, которые были навеяны мансийским эпосом.

В то же время со сцены раздавалась этническая музыка в исполнении Екатерины Медведевой, студентки из Екатеринбурга, которая не только играет на варгане, но и имитирует голоса птиц и животных, погружая слушателя в живой мир природы. Со своей программой выступил национальный фольклорный коллектив, прибывший из п. Тромаган Сургутского района. Представляли свое творчество коллективы из Североуральска. Всех покорил Евгений Анямов, читавший рэп на мансийском языке.

На широком поле разместилась «Поляна мастеров», где можно было участвовать в мастер-классах: изготовить мансийскую куклу, поработать с берестой, попытаться сплести на ткацком станке из травы рубаху или малицу небольших размеров. Мастера Верхотурского дома народных художественных промыслов и ремесел провели для участников и гостей праздника мастер-классы по изготовлению куклы северных народов «Акань» (мастер Мария Меньшенина), мудрого старика-филина – символа праздника в технике оригами (мастер Ирина Захарова), цветка розы из бересты (мастер Галина Истомина).

Желающих приобщиться к народному искусству и принять участие в мастер-классах было много. Для верхотурских мастеров это не только способ рассказать о себе и представить продукцию, но и возможность пообщаться с мастерами из других регионов, поделиться опытом.

В чуме, где располагалась экспозиция Североуральского краеведческого музея, не было отбоя от посетителей. Работала фотозона, на площадках стадиона проводились олимпийские мансийские игры. Подростки участвовали в квесте. Студенты и преподаватели Североуральского политехникума предлагали кулинарные изделия  традиционной мансийской кухни и угощали ароматным чаем, заваренном на лабазнике. 

Фестиваль «Старик-филин» завершился обрядом «кормления огня», который провела Олена Подлужная, а помогли ей в этом участники праздника. Сначала огонь задаривали крупами и молоком под пение знаменитой варганистки, а потом, образовав два круга, в большом хороводе, раскачиваясь вперед-назад, шли, подпевая «кормилице огня». Шаманский ритуал кормления духа огня известен у якутов и бурятов, у эвенков и алтайцев, других коренных народов севера. В ритуале шаман обращается за помощью к духам огня, который очищает пространство и людей, участвующих в обряде и, как говорят знатоки, выжигает негатив и разных паразитов.

По следам верхотурских рудознатцев

Конечно, новый этнографический праздник в Североуральске не обошелся без  шероховатостей. Были обещаны настоящие олени – покататься ребятишкам, их не оказалось. Из поселка Ушма приехали манси, но активного участия в мероприятии они не приняли.

Те, кто хотел, поехали на экскурсии по природным и историческим достопримечательностям. Мне выпало побывать в бывшем поселке Воскресенке, основанном верхотурскими рудознатцами Ентальцовым и Посниковым при поддержке нашего купца и горнозаводчика Походяшина в 1775 году. Рудник и стал походяшинским, обеспечивал сырьем медеплавильный и железоделательный завод в Петропавловском (нынешний Североуральск).

Вместе с экскурсоводом Натальей Махвиеня, руководителем детско-юношеского экологического движения «Зеленый дозор» Еленой Карпушевой еще полтора десятка юношей и девушек – старшеклассников городских школ. Идем пешком по лесной дороге. Воскресенка стояла на сопках, в гористой местности, внизу, где кончаются сосны и кедры, – полотно реки. По окрестностям отработанные шахты, где на входах еще держится деревянная крепь XIX, а то и XVIII веков. Внутрь бывшей шахты можно проползти только на животе, но молодежь это нисколько не страшит. Там некогда трудились рудокопы – приписные крестьяне из Чердынского уезда. Походяшин за свой счет построил для них Богословско-Чердынскую дорогу, по которой они и добирались на рудник. 

Мы пришли к памятной плите, установленной уже в наше время краеведами: «Именовать золото и медьсодержащий рудник Воскресенским» (строчка из указа Берг-коллегии). А где-то рядом с бывшими шурфами и штольнями камни, подернутые зеленью, – это и есть окислы медной руды. Впрочем, рудник был закрыт в 1801 году. В его закрытии, как сказал экскурсовод, принимал участие и внук Походяшина – горный чиновник Семен Походяшин. Но дальше были добыча золота по таежным рекам, сплав леса. Люди здесь жили до 1970-х годов. Воскресенка принимала и ссыльных в годы коллективизации, и эвакуированных в годы Великой Отечественной войны, но всё же  разделила участь  неперспективных российских деревень. Правда, дома еще стояли долго, послужили для отдыха туристов, путешествующих по Северному Уралу, особенно если шли они через Пихтовый увал на Денежкин камень. Сейчас на месте поселка лишь заросли кипрея и малины.  

Костер на берегу реки Сосьвы. Перекусываем захваченными с собой бутербродами, нанизав на деревянные прутики, поджариваем колбаски у огня. Юный уральский народ в «Зеленом дозоре» замечательный: в меру шумные, но искренне вежливые со взрослыми, интересующиеся всем, что можно увидеть в лесу, в походе. У них с собой мешок, в который складывают весь обнаруженный на дороге мусор, чтобы вынести его из леса. Здесь бы в палатке и пожить недельку – почувствовать душой эту реку, этот лес, голоса природы. Тоже был бы в душе еще какой этнографический праздник!

Алена МАЛЫХ, Михаил СМЫШЛЯЕВ

Категория: Культура | Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz