A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



10:24
Спасенные иконы

Старейший на Урале и в Сибири Свято-Покровский женский монастырь готовится в следующем году встретить 400-летие.

Монастырь – это и история российского православия, и история нашего города. Свято-Покровский женский монастырь – одна из доминант Верхотурья. Спуститься от кремля по старинным улочкам чуть пониже, и он во всей своей красе: и в былой, поруганной, и во вновь возрожденной. Сияющий новизной отреставрированный Покровский храм, где уже четверть века регулярно ведутся службы, сестринский корпус, двор, усаженный цветами, заботливо возведенные вновь хозяйственные постройки.

А не доходя до него то, что служит упреком и укоризной за советские десятилетия: полуразрушенные Иоанно-Предтеченская и Старо-Покровская церкви. Если посмотреть на старые фотографии, каким красивым был город с действующей Иоанно-Предтеченской церковью, построенной еще в XVIII веке при благодетеле монастыря – купце и горнозаводчике Максиме Походяшине – в стиле сибирского барокко. Многоярусная, в каменном причудливом узорочье колокольня, на втором этаже храм в честь Иоанна Крестителя, в нижней части – во имя великомученицы Варвары.

С XVII века ведет отсчет времени Свято-Покровский женский монастырь. В 1621 году первый тобольский архиепископ Киприан, следуя из Москвы к месту своей будущей кафедры, учредил в Верхотурье первый «за Камнем» православный женский монастырь. Много здесь было всего. Русские цари жаловали обитель: хлебом, деньгами, церковными облачениями и сосудами, богослужебными книгами, ладаном. Первые деревянные храмы сменились каменными, предприимчивый верхотурец Максим Походяшин жертвовал от души на монастырские нужды. Потом, в конце XVIII века, монастырь был закрыт, упразднен в числе ряда других монастырей Урала и Сибири – императрица Екатерина II осуществляла политику сокращения монастырского землевладения. 

Но Покровская женская община оставалась всегда. В начале XX века, в пору расцвета православного Верхотурья, вновь был официально учрежден и Свято-Покровский женский монастырь. Нашлись ревностные подвижники, которые жертвовали на него большие средства, строили, обновляли здания, дома, храмы. Были при монастыре большое хозяйство, мастерские с разным рукодельем. После революции монастырь закрыли, монахинь разослали по ссылкам, единственная в России баня на территории храма находилась именно в Свято-Покровском женском монастыре.

Но уже почти тридцать лет здесь снова возносятся молитвы, приезжают паломники, несуетливо и мирно течет своя жизнь на монастырском хозяйственном дворе.

У иконы Умиления

Одно из послушаний у нее – экскурсии для паломников, гостей монастыря. Эта немолодая, умудренная жизнью доброжелательная и приветливая женщина провела ее и для меня. Рассказала о настоящем монастырском богатстве – иконах.

Самая старинная икона – Богородица с Покровом. Она написана была еще в дореволюционные времена и когда-то занимала одно из центральных мест в иконостасе Ново-Покровского храма. Она, как говорит матушка Силуана, намоленная, наплаканная, к ней еще в начале XX века приходили люди со своими горестями, бедами, скорбями, радостью и благодарностью. А потом она стала иконой спасенной, как и другая – икона великомученицы Екатерины. Православные люди спасали их от разорения и поругания, пряча на чердаках своих домов. 

А однажды кто-то эту большую храмовую икону Богородицы с Покровом просто превратил в столешницу. Сверху постилалась клеенка, вот и готов был стол на деревянных ножках. В 1990-х годах икону вернули монастырю. А старинная икона святой великомученицы Екатерины послужила крышкой для какой-то хозяйственной кадушки. Нарочно не догадаешься, но именно поэтому у иконы сейчас такой овальный вид. Реставрироваться эти иконы не будут, православные люди хотят молиться у старинных образов.

Икона Чудотворца Николая и Спиридона Тримифунтского написана по особому заказу игуменьи. В монастыре частички мощей этих святых, они были подарены совсем недавно. Потому и появилась икона великих христианских святых, живших в IV веке, в нее вмонтированы частички мощей. Верующие знают, что эти святые – быстрые помощники молящимся христианам. Николай Чудотворец издавна заступник для всей Руси. А о чем просят Спиридона Тримифунтского? О  самых что ни на есть насущных вещах: о помощи, когда человек потерял работу, когда нужно решить квартирный вопрос или разобраться с кредитами. Помогает, когда у человека есть вера. Здесь это самое главное. Но просить разрешается, когда у человека действительно есть нужда. Помолиться у этой иконы хорошо и когда ожидаешь справедливого решения в суде: тот и другой чудотворцы при жизни спасали неправедно осужденных.

Мощи святого Косьмы юродивого хранятся здесь же. Церковное предание о Косьме издавна было известно и верхотурцам, и всему Уралу и Сибири. Родившийся калекой он был самым ревностным христианином в храме Пресвятой Троицы (каменного собора еще не было, но стоял на берегу Туры деревянный Троицкий храм). Принял на себя подвиг юродства Христа ради: зимой и летом полураздетый, любой может обидеть, но он и за всех обидчиков Господу молился. 

Самый известный его подвиг: прополз 60 верст, когда переносили мощи Симеона праведного. Когда уставал, просил: «Брате Симеоне, давай отдохнем», – и никакая сила не могла сдвинуть никого с места. Потом на местах этих остановок появились часовни. Современная Свято-Косьминская пустынь на месте той первой часовни, а деревня Костылева носит свое название от костыликов Косьмы юродивого. У его мощей принято просить исцеления для больных детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, помощи при болезнях ног, позвоночника, полиартрите, заживлении трофических язв. Чем святой сам страдал при жизни, тем помогает людям. Так по христианской вере.

Как быть, если хотим помочь супругам, находящимся в ссоре? В Свято-Покровском женском монастыре подсказывают: подарите им иконку святых Петра и Февронии, напомните о любви, с которой всё начиналось. В монастыре есть и большая икона, около которой любят молиться многие паломники. Молебен этим святым служится каждый четверг. Иконку с  Петром и Февронией уместно дарить людям, когда образуется новая семья, отмечается чей-то семейный юбилей. У этой иконы в монастыре молятся и о здоровье родителей, и о хорошей учебе детей, и о создании новых семей. 

Но вот икону Умиления (на фото), как утверждают сестры, знает вся Россия: от Мурманска до Сахалина. Были у нее также поляки, голландцы и норвежцы, итальянцы и немцы, причем даже не православные, а католики и протестанты. Конечно, еще до мировой пандемии коронавируса. А написана чудесная икона была в начале XX века матушкой Ангелиной, живописцем по образованию, игуменьей Свято-Успенского женского монастыря (был и такой в Верхотурье). Она ездила в Дивеево, молилась там пред иконой Богородицы – той самой, перед которой любил молиться Серафим Саровский, а вернувшись, написала эту икону Умиления Богородицы. Этот образ, кстати, то состояние, тот момент из жизни, когда явился архангел Гавриил и принес Благую весть о рождении Спасителя. 

У иконы Умиления потому больше всего, по традиции, просят рождения детей, а также о том, чтобы найти вторую половину. Просят и об избавлении от пьянства, о помощи при онкологических заболеваниях. Кто-то приезжает благодарить за то, что сбылось, о чем просили. Все восхищаются сохранившейся, спасенной в свое время верующими людьми чудесной иконой, ее великолепным облачением.

Ковчежец с частичками мощей апостолов, частички мощей Киево-Печерских святых. Иконы Матроны Московской, Марии Магдалины, великомученицы Варвары, Сергия Радонежского. Оказывается, если кто-то неважно учится в школе или готовится в институт, надо молиться Сергию Радонежскому.

Крепнет хозяйство

Матушка Магдалина, игуменья Свято-Покровского женского монастыря, рассказала, чем живет монастырь. Впереди 400-летие. В монастыре хотели бы восстановить Иоанно-Предтеченский и Старо-Покровский храмы. Но даже подготовка проектов реставрации каждого из них оценивается в несколько миллионов рублей. Сколько будет стоить сама реставрация? Пока не удалось попасть в какие-то федеральные программы. Но такие надежды на будущее есть.

Монастырь живет обычной жизнью, повседневным порядком: молитвы, службы, послушания, встречи паломников. Накануне самого светлого праздника в жизни православных христиан, здесь готовили куличи, творожные пасхи, красили яйца. Вообще современные сестры современного Свято-Покровского женского монастыря отличаются трудолюбием. Свое хозяйство, появился  цех сыроварения, изготавливают самые различные сорта сыров. Монастырские йогурты, сгущенка, пряники. Появилась даже монастырская аптека с лекарствами на травах.

Михаил СМЫШЛЯЕВ

Категория: Общество | Просмотров: 219 | Теги: женский монастырь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz