10:01 Предания Знаменского храма | |
«Очень люблю бывать в вашем старинном городе. Верхотурье – такая большая, важная и значимая часть истории нашего государства. В Ямской части города – удивительно, но она до сих пор так и называется, – полуразрушенный храм на холме, здесь открываются прекрасные виды на город и его окрестности. Хотелось бы больше узнать об этом храме Знаменской иконы Божьей матери». Наталья Ремизова, г. Краснотурьинск «Ямская слобода под Верхотурьем устроена исстари» Храм Знамения иконы Божьей матери в Ямской части города полуразрушен, хотя и законсервирован, находится в ожидании реставрации. Службы здесь проходят лишь в престольный праздник. Однако внимание многих гостей города храм действительно привлекает, ведь расположен он на историческом и красивом месте, где открывается обзор других святынь Верхотурья. У этого храма большая, со своими преданиями история. Часть исследователей считает, что первоначальный деревянный храм в Ямской слободе существовал еще в первой половине XVII века. Другие, в том числе директор Верхотурского музея-заповедника Николай Новиченков, который сейчас работает над историческими источниками о храме, утверждают, что появился он в 1687–1688 годах благодаря усердию прихожан. До этого времени нет сведений о духовенстве и причте Ямской слободы, государевом пожаловании: деньгами, хлебом, солью, церковной литературой. То есть сначала верхотурские ямщики были либо прихожанами Воскресенской церкви, либо свои требы отправляли в Николаевском храме мужского монастыря. Хотя в исторических архивах сохранилось обращение жителей Ямской слободы к государю Алексею Михайловичу. В 1649 году, когда в Заречной слободе появилась церковь Одигитриевской Божьей Матери, они просили царя помочь также со строительством храма в Ямской слободе, направить в новый храм попа, дьячка, пономаря, пожаловать церковной утварью, ризами, колоколами. Однако нельзя сказать, что ямщики, люди с достаточно вольным и суровым характером, жили всегда в большой дружбе с местными воеводами. В то же самое время воевода Раф Всеволожский писал царю, что Ямская слобода в Верхотурье «не к месту стала», ямщиков надо переселить в растущую Заречную часть города. Однако Москва нужды в этом не увидела: «Ямская слобода под Верхотурьем устроена исстари», – таков был ответ государя. Несомненно, со стороны московских властей жителям Ямской слободы была какая-то поддержка и помощь, но все исследователи в XIX и XX веках сходятся в том, что верхотурские ямщики и сами много трудов и средств вложили в возведение своего храма. Кстати, столетием позже их потомки тоже не оплошали – в 1777 году старинный деревянный храм сгорел, но на следующий же год началось строительство каменного. Много всегда было вопросов по названию и каменного храма, и ему предшествовавшему деревянного. Одна точка зрения: храм назвали в честь чтимой в Новгороде иконы Знамения Божьей Матери. Но всё же среди первых верхотурских ямщиков (XVII век) больше было выходцев из Вятки, Поморья и сибирских городов. Зато интересно проследить связи древнего Верхотурья и Абалака, что под Тобольском. Чудотворная икона Абалацкой Божьей Матери была на слуху во всех новых русских сибирских городах и острогах. В «Сказании о чудотворной Абалацкой иконе Божьей матери» говорится о том, как выходец из Абалака, некий Антоний, собирал средства на храмы Божьи в сибирских городах, побывал и в Верхотурье, где люд православный также охотно откликнулся на его призывы. И лишь один из детей боярских, Андрей Перхуров, недружественно встретил божьего странника на своем дворе. Но после этого сделался расслаблен телом, у него отнялся язык. Странника Антония вернули, призвали священника, долго молились пред иконами, и сын боярский, покаявшись, вновь сделался здрав и бодр. Кстати, Андрей Перхуров до самой смерти своей служил в верхотурском гарнизоне. Но были и верхотурцы, что ездили в те времена в Абалак на богомолье, исцеление к чудотворной иконе. О чудесах Богородицы сохранились и такие воспоминания: она явилась во сне 12-летнему крестьянскому мальчику одной из верхотурских слобод и велела, чтобы люди православные перестали матерно браниться. И тогда же верхотурский воевода Нарышкин ввел штрафы и наказание батогами за матерную брань. Правда, этот запрет долго не продержался… В начале XX века в Знаменском храме среди других икон еще была и та драгоценная икона Знамения Божьей Матери, что сохранилась еще со времен «выкликанцев» – первых жителей Ямской слободы, добровольно пришедших сюда из Московской Руси «шитая по атласу серебром, с вышитым кругом ея тропарем», и икона Абалацкой Божьей Матери, особо чтимая на крестных ходах. Придел же храма изначально был назван в честь Флора и Лавра. С этим вопросов обычно не возникает, на Руси эти святые считались покровителями коневодства. А построен и освящен был каменный храм Знаменской иконы Божьей матери в 1781 году, придел к нему – в 1808 году. Но самый большой расцвет храма и приходской жизни пришелся именно на начало XX века. Здесь много лет служил о. Петр Торопов (1867–1912 годы), очень любимый и чтимый прихожанами священник, член Российского Императорского Православного Палестинского общества, посадивший сад в церковной ограде, написавший «Историю Верхотурья» к его 300-летию и «Христову азбуку для детей». Похоронен за алтарем храма, как и супруга Мария Васильевна, сын Петр Петрович. Новые кресты на могилах были поставлены по инициативе верхотурских краеведов в конце XX века. В прошлом году кресты обновили благодаря Свято-Николаевскому мужскому монастырю. Но жаль, что до сих пор нет никакой памятной таблички на четвертом захоронении. Здесь перезахоронили останки коренных жителей Ямской слободы после проведения археологических работ вблизи храма в 2010–2011 годах. Тех, что когда-то были захоронены в церковной ограде: батюшек и членов их семейств, купцов – благотворителей храма, уважаемых людей. И памятная табличка на такой могиле, конечно, должна быть. Кому-то об этом надо позаботиться. Михаил СМЫШЛЯЕВ, автор благодарит директора Верхотурского музея-заповедника Николая Новиченкова за предоставленные материалы | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Поделиться с друзьями: | ||
© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г. | Редакция газеты «Новая жизнь»: | |
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка на http://нов-жизнь.рф/ обязательна | 624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21 Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80 E-mail: glavrednl@mail.ru | |
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями | ||
Хостинг от uCoz |