A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



20:05
Об отчестве, Отечестве, Государевой дороге, красных и белых

Краеведы города провели конференцию, посвященную 424-й годовщине Верхотурья. И вообще-то решили, что такая ежегодная конференция, которая проводилась во второй раз, должна стать традиционной. А вопросы на ней будут подниматься и по истории, и по современной жизни Верхотурья и верхотурцев.

Краеведы у нас люди яркие, неравнодушные, а потому проведение ежегодной конференции послужит только на пользу городу. К тому же на будущее решено приглашать краеведов соседних территорий, интересных людей, имеющих отношение к нашему Верхотурью. Словом, конференция должна стать явлением в жизни города.

Бабиновская дорога как Бермудский треугольник?

Самый первый доклад на конференции прозвучал неожиданно и необычно. Сотрудник музея-заповедника Светлана Желвакова, опираясь на достоверные факты, известные в научной среде, рассказала о некоторых необъяснимых явлениях на Бабиновской дороге. В течение нескольких веков там, оказывается, неизвестно куда пропадали люди, обозы и даже государевы посланники вместе с научными экспедициями.

Никто не спорит с тем, что дорога открыла для Русского государства кратчайший путь в Сибирь, но коренным жителям края – манси – это совсем не понравилось. Ведь дорога прошла по их священным местам – манси там ходили лишь на капища в пещеры: на поклонение своим богам. «Если русские украли священную тропу, то и пусть едут по ней лешему в пасть». Действительно, было ли мансийское проклятие? Едва дорогу построили, по ней отправили в ссылку в Пелым большую группу жителей Углича, обвиненных в убийстве царевича Дмитрия, под надзором стрельцов. Но как позже оказалось: до Пелымского острога никто не добрался. Поиски ничего не дали, хотя были обнаружены следы лагеря – недалеко от Пелыма.

Случай оказался не единичным, пропадали целые обозы. В 1649 году бесследно исчез отряд посланника царя Алексея Михайловича, следующий в Верхотурье с царской грамотой – доехали лишь до караула в Растесе. В начале XX века на дороге исчезла экспедиция Санкт-Петербургского университета. Пропадали золотоискатели, казаки-белогвардейцы. А в 1970-х годах вдруг обнаружилось, что исчезло все население поселка Растес, а в домах осталась вся мебель, домашняя утварь. Однако были разрыты все могилы на сельском кладбище. Происшедшим тогда заинтересовались даже журналисты «Комсомольской правды», но однозначного ответа на эти вопросы нет до сих пор. То ли жители поселка куда-то организованно переселились, то ли надо искать ответ в легенде о том, что места близ поселения были излюбленным местом для шабашей ведьм и колдунов.

Словом, дорога в Сибирь сыграла великую роль в становлении Российского государства, но вот темных пятен в ее истории еще хватает.

Красные и белые помирились

100 лет после революции и Гражданской войны – срок большой. И думается, этого хватит для того, чтобы примирились бывшие противники в лице своих внуков и правнуков. По настроению в зале можно было понять, что примирение это произошло. Краевед Тамара Зырянова в своем докладе рассказала обо всех 30 председателях городского и районного Совета ветеранов – с 1959 года до наших дней. Первые председатели были еще участниками Гражданской войны – конечно, на стороне красных. 

Гостья из Екатеринбурга Христина Федейкина говорила о своих предках – купцах Лапиных, сыгравших большую роль в истории Верхотурья. Потомки казака, по другой версии – стрельца, служившего в Верхотурском гарнизоне еще в XVII веке, к веку XIX вышли  в купцы. Вели большую торговлю, занимались общественной деятельностью, один из Лапиных долгое время был бургомистром Верхотурья. После революции и Гражданской войны, у них, конечно, всё отобрали, тех, кто уцелел, разбросало по России. 

Но купеческие здания до сих пор служат Верхотурью и верхотурцам. В одном –  центральное отделение почты, в другом долгие годы располагалась пожарная часть, а теперь – жилье и магазин (ул. Ленина, 1). Христина очень активно занимается своей родословной, составлением генеалогического древа. А с собой в этот раз привезла бережно хранящиеся в семье старинные вещи: рушники, которыми завешивались иконы, наволочки, скатерти.

Краевед Тамара Молвинских в свою очередь рассказала о своей бабушке Пелагее Денисовой, которая вместе со своей сестрой Василисой когда-то была в прислугах у купцов Лапиных. И воспоминания об этом у обеих сестер были не самые худшие. И даже слово «господа» на всю жизнь оставалось в воспоминаниях, в обиходном разговоре. Привычны были выражения: « А у господ вот так делается», «А вот, когда у господ». Бабушкина сестра, тетка Василиса, выйдя замуж, особенно старалась и стол накрывать, как у своих бывших господ. К чаю обязательно подавалось молоко в молочнике, а если было мясо, то к нему требовался соус. А в доме старались заводить картины, изящные, красивые вещицы. Вот такой отпечаток наложила жизнь в прислугах.

Небо над Ванюшиной

Об одной из самых позабытых деревень Верхотурского уезда говорила Валентина Мальцева. Вологина, Ванюшина, Нехорошкова, Перевоз – целая чета исчезнувших деревень вблизи еще живого пока поселка Карелино. Интересно, что «Словарь Верхотурского уезда» под редакцией И. Кривощекова определяет Ванюшину весьма нелицеприятно. Как самую пьяную деревню уезда и даже Пермской губернии. Связано это было с тем, что там велась добыча золота – в достаточно больших масштабах. Однако одной лишь этой характеристикой жизнь и судьбу деревни определить было бы неверно. У нее своя богатая история.

Когда-то в этих местах жили манси, потом началось промышленное освоение территории, появились первые русские поселенцы. 1898 год – 43 двора и 14 торговых лавок. Добыча золота и платины вела к тому, что появлялись новые приезжие старатели, им, к сожалению, сопутствовали и разгульное пьянство, и всякого рода криминал. Но деревня крестьян и золотодобытчиков в 33 верстах от уездного города все равно росла, жила небедно. Были в ней и постоялые дворы, так как деревня стояла на тракте, кто-то промышлял ямской гоньбой.

Ванюшину задела своими бедами и Гражданская война – здесь шли ожесточенные бои между белыми и красными. А в 1930-х годах появился колхоз с молочно-товарной фермой, птичником, свинарником, полями, засеваемыми рожью и овсом. На фронты Великой Отечественной войны уже в 1941 году было призвано почти все мужское население, и большая часть не вернулась. Также работали шахта и геологоразведочная партия. А после войны на первом плане – лесозаготовки. На Туре работала драга – шла промышленная добыча золота. Но в середине 1970-х годов деревня прекратила существование как неперспективная. Большинство жителей переселилось в Карелино.

Валентина Ивановна вспомнила немало из деревенского прошлого. Славилась Ванюшина в округе, как черемуховый край, очень вкусную и сладкую эту ягоду собирали ведрами. Славилась гармонистами: какая ж деревня без гармошки. А сейчас те, кто попадают в эти места, восхищаются природными красотами. Даже небо над Ванюшиной другое, отличается почему-то от того, что над Карелино, хотя разделяет два поселения только лента Туры. Краевед Валентина Мальцева считает, что нужно установить памятные знаки на местах этих бывших деревень: Ванюшина, Вологина, Нехорошкова, Перевоз. Есть уже и обращение в отдел архитектуры администрации городского округа.

Лиса Патрикеевна, Михайла Потапыч и Змей Горыныч

С самым интригующим докладом на конференции выступила председатель общества Наталья Арданова. Тем не совсем краеведческая, но зато задевающая за живое. Наталья Васильевна сказала, что ее к этим размышлениям подтолкнули наблюдения за детскими телевизионными передачами. Правильно ли это, Хрюша и Степашка нынче называют ведущую программы на «ты» и обращаются с ней, как со своей сверстницей? В советском детстве была тетя Валя Леонтьева, а Хрюша и Степашка общались с ней гораздо более уважительно. Теперь же между взрослым человеком и ребенком, получается, стерта дистанция, они общаются на равных.

Наталья Васильевна обратила внимание на то, что такая же картина – в большинстве средств массовой информации. Одинаково, то есть лишь по имени, называются вступающие в жизнь подростки и люди заслуженные, у которых за плечами богатая биография, трудовые, а, может быть, и героические свершения, которые на самом деле – пример для подражания тем же подростка. Но где же тогда уважение к возрасту? Обращение только по имени распространено в социальных сетях, в крупных компаниях. Отчество человека – это немодно, излишне? Оно должно исчезнуть из нашего лексикона? 

В интернете мнения на эту тему разные. Кто-то считает, что раз перешел с государственной службы или из школы в бизнес, называться только по имени комфортнее. По чьему-то мнению, имя вместе с отчеством для нашего времени звучит высокопарно. Кто-то вообще предлагает упразднить в России отчество и обращение на «вы» – не соответствует это XXI веку, в результате же нововведения исчезнет психологическая дистанция между людьми.

А другая точка зрения – эти нововведения ведут нас к превращению в «Иванов, не помнящих родства». Что такое имя, фамилия, отчество? Имя – выражение индивидуальности, в православной культуре имена давали в честь святых – считалось, что устанавливается близкая связь между ребенком и его небесным покровителем, имена часто давали в честь чтимых всемье родственников: дедов, дядей, теток. Фамилия – принадлежность человека к какому-то роду. А отчество – выражение связи с конкретными людьми рода, в первую очередь с отцом. Традиция иметь отчество у русских испокон веков, историки прослеживают ее с  X века.

«Как звать-величать тебя, добрый молодец?» – еще не забытое выражение из русского фольклора. И стоят в одном ряду: Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Илья свет Иванович (Муромец) и даже Лиса Патрикеевна, Михайла Потапыч и Змей Горыныч. Впрочем, отчество с рождения имели право носить лишь люди знатного – княжеского или боярского – рода, а всем остальным такое право еще надо было заслужить. В том числе, например, купцам Строгановым это право было дано за заслуги в присоединении Сибири. Лишь в XVIII-XIX веках употребление отчества постепенно становится не привилегией, а обычным делом. В советское время обращение к другу по имени-отчеству и на «вы» было естественным. Впрочем, иногда так случалось, что у человека, достойно прожившего жизнь, имя уходило, а оставалось только отчество.

Подводя итог, Наталья Васильевна отметила, что слова «Отчество» и «Отечество» – однокоренные. Отчество – это наша родовая связь. И это принадлежность к русскому отечеству и русской культуре. Ни отчество, ни Отечество мы не выбираем при рождении, но живем с ними. «Чем больше своих традиций мы сохраняем, тем труднее другим цивилизациям нас пошатнуть и надломить». По мнению председателя общества краеведов, отказываться от отчества – ненормально. Жизнь без отчества – это жизнь без связи со своим прошлым, с корнями, со своими родителями.

Михаил СМЫШЛЯЕВ, фото Верхотурского музея-заповедника

 

Категория: Культура | Просмотров: 94 | Теги: Верхотурский музей-заповедник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz