21:30 Небо и казачья кровь | |
У нас побывал Герой России, летчик-испытатель Олег Щепетков. В XX веке это была самая героическая профессия. Небо звало отважных, мужественных, беспокойных. О них слагали песни и снимали фильмы. Ими гордилась страна. Сейчас мы знаем о них меньше. Но по-прежнему летчик – это человек, овеянный героизмом и романтикой. Человек нелегкой, но необходимой для современной России профессии. А летчик-испытатель – это, когда всех достойных качеств требуется вдвойне. Олег Щепетков, приехавший на Урал по приглашению региональной социально-патриотической общественной организации «Герои Урала», посвятил день Верхотурью. Встречи в школах, посещение Свято-Николаевского мужского монастыря, музея-заповедника, Дома народных художественных промыслов и ремесел, общение с ветеранами «Боевого братства имени Дениса Беспамятных». А в заключение ответил на вопросы журналиста «Новой жизни». - Олег Адольфович, Вы летчик во втором поколении. Пример отца, офицера Военно-воздушных сил, – это оказалось главным в жизни? - Наверное, это так. И я думаю, что это был правильный выбор. Отец окончил в свое время Качинское высшее военное авиационное училище, а через 20 с лишним лет его оканчивал я. Отец Адольф Евгеньевич служил штурманом в разведывательной эскадрилье, мы, то есть семья, жили по месту его службы. Это была и ГДР, и Тернопольская область на Украине, и Венгрия. Отец – офицер ВВС, его друзья – летчики для меня, мальчишки, были примером. Вообще мы – донские казаки, уроженцы станицы Морозовской, сейчас г. Морозовск. Отец первым в роду пошел в летчики, а деды – это была казачья интеллигенция. Конечно, в роду всегда чувствовалась военная жилка, казачья кровь. Отец выбрал самолет и небо. Он из поколения «детей войны». Морозовская была под оккупацией в 1942 году, воспоминания тяжелые. Он хотел стать военным, наверное, это было самоутверждение после тех трудных военных лет. Сначала окончил спецшколу ВВС в Луганске, а потом поступил в Качинское высшее военное авиационное училище. И 20 лет службы в авиации. И у меня сначала было точно также. В 1975 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище. Сначала Венгрия, потом Забайкальский военный округ. Я был летчик-истребитель, летал на самолетах от МИГ-21 до МИГ-29. Но в 1984 году поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей ВВС. Окончил его и стал летчиком-испытателем. - Позвала романтика? Интересная работа? - Того и другого хватало. В нашей молодости это была такая романтика! Я много читал о летчиках-испытателях, хотелось попробовать самому. И это удалось. Был много лет на летно-испытательной работе в научно-испытательском институте ВВС имени Валерия Чкалова. Само имя обязывало! Но скажу, что летчик – это прежде всего профессия. Почему десантники, например, говорят: «Никто, кроме нас». Потому что никто не выполнит те задачи, которые решают они. Мне довелось работать и с военной, и с гражданской техникой. Всего испытал 77 марок и модификаций различных летательных аппаратов: самолеты, вертолеты, даже один дирижабль. Но в основном через мои руки прошла военная авиация: «МИГи», «СУШКи». Порой, приходилось так, что за день я летал на трех разных типах самолетов (с утра МИГ-23, в обед СУ-17, а вечером СУ-27). Конец 1980-х годов – это был самый расцвет советской авиации. Мы догнали и перегнали американцев по качеству техники, чуть отставали по электронике, но это было догоняемо. Но тут произошел развал страны, и всё стало совершенно по-другому. Хотя и сейчас по пилотажным качествам американцы не могут приблизиться к тем машинам, что делали в СССР. Уйдя в запас из Вооруженных сил в 1996 году, позже еще работал на экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева. В должности старшего летчика-испытателя. - В Вашей биографии столько уникального. Шесть мировых авиационных рекордов скороподъемности на самолете М-55, участие в международной программе исследования атмосферы Земли. Это были стратосферные полеты в условиях полярной ночи над северными морями, Индийским и Атлантическим океанами. Выше только космонавты летают. - Всё это было в начале 2000-х годов. В программе исследования атмосферы Земли тогда участвовали многие европейские страны – более 20 государств. С участием российской техники, российских летчиков. У М-55 изначально было военное предназначение, он должен был стать частью ракетно-ударного комплекса «Прорыв». По замыслу конструкторов, летчик, ведущий самолет вдоль линии фронта, мог видеть цели на 400 километров, передавать координаты и корректировать ракетный огонь по противнику. Но ракетно-ударный комплекс не состоялся из-за нашего разоружения, связанного с распадом страны. На базе этого самолета тогда и был создан самолет-лаборатория. Может брать на борт до двух тонн оборудования, выполнять различные исследовательские, научные задачи. Мы облетели с программами исследования атмосферы, стратосферы почти всю планету. От города Кируна в шведском Заполярье, Баренцева моря, Шпицбергена через Атлантический океан до тропиков, до самого южного города в мире города Ушуая – столицы Огненной земли. Это юг Южной Америки. Летали в Антарктиду – дважды там пересекали трехсоткилометровую «озоновую дыру» над планетой, летали над Северным Ледовитым, Тихим, Индийским океанами. Я и награжден Указом Президента России от 19 июля 2004 года звездой Героя «за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники и исследовании земной атмосферы». - То есть наградой отмечен Ваш ратный и мирный труд. Не обойтись, однако, без актуального вопроса. Как оцениваете современную обстановку в мире, спецоперацию на Украине? - То, что фактически идет война, – это плохо. Но это нас, жителей России, сплотило. Да, люди гибнут – жалко. Но решения Президента России я поддерживаю. С фашизмом нельзя мириться ни в каком его виде. Надо, чтобы эта сплоченность осталась с нами. И то, что от США и Европы ушли, – это хорошо. Хватит туда гнать газ по низким ценам, чтобы за наш счет процветали. Я всю планету облетел, лучше всего – в России! - А впечатления о нашем небольшом, но таком старинном городе. Ваши пожелания верхотурцам, читателям газеты. - Я думаю, что Россия возрождается, и всё возрождение России пойдет именно с глубинки. Москва и Московская область – это еще не Россия. Россия – здесь. Я побывал сегодня и в школах, и в музее, в кремле, в монастырях, в Доме промыслов и ремесел. Я этот город уже полюбил. Самое лучше, что я увидел – это много детей! У меня тоже сыновья, внук, они не стали летчиками – выбрали другие профессии. Но самое главное – чтобы был живой народ! На встречах в школах мне задавали много вопросов, у ребят блестят глаза. Значит, им интересно, о чем-то думают, что-то есть в головах, что-то в сердцах, душах. Россия будет жить и возрождаться. Надо, чтобы каждый был на своем месте. Достойно занимался своим делом. И растил детей. Беседовал Михаил СМЫШЛЯЕВ | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Поделиться с друзьями: | ||
© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г. | Редакция газеты «Новая жизнь»: | |
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка на http://нов-жизнь.рф/ обязательна | 624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21 Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80 E-mail: glavrednl@mail.ru | |
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями | ||
Хостинг от uCoz |