A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



19:59
«Надо рассказывать о Родине!

Историко-этнографический комплекс «Земля предков» – уникальное место Свердловской области. Мы побывали там в минувшую субботу. Мы – это сотрудники редакции «Новой жизни» и наши читатели, участвовавшие в конкурсе, посвященном внутреннему российскому туризму, который газета проводила в течение года.

«Земля предков» – это уникальный, единственный в области историко-этнографический комплекс, посвященный культуре манси – древних жителей Урала. Существует он семь лет, основан «командой искателей приключений», возглавляют которую замечательные энтузиасты, действительные члены Русского географического общества Алексей Слепухин и Наталья Бердюгина. Этот необычный музей – итог их многолетних путешествий по Уралу, в том числе экспедиций в самые глухие уголки Свердловской области.

Сейчас в парке уже целый коллектив сотрудников. Необычный музей популярен – сюда каждый день приезжают гости, туристы. Приехали и мы, прошлись по чудесному сосновому бору к чумам, юртам, гостеприимным музейным домикам. Нас ждали большая программа и очень яркие впечатления.

День щуки

Из трех музейных программ для гостей, мы выбрали эту. Щука – обитательница холодных северных вод – героиня мансийского фольклора. Блюда из нее – неотъемлемая часть национальной кухни. Да и вообще как у нас без щук на Урале. Конечно, другие программы: о мансийских женщинах – матерях, о появлении хлеба на Урале, о манси-охотниках – также интересны, Но мы ухватились за щуку.

А в начале заместитель директора музея Наталья Бердюгина рассказала о том, кто и в какие времена жил на уральской земле. Таежные охотники – прародители манси обитали здесь еще тысячи лет назад, потом с юга пришли кочевники-скотоводы. От смешения разных этносов зародился самобытный народ манси. С интересной культурой, религией, самобытностью. Со временем появились заводы, села с пашнями и лугами, таежных охотников оттеснили на север. Большинство манси проживает сейчас на территории Ханты-Мансийского автономного округа, в нашей области живут лишь в Ивдельском городском округе – и то немногим больше ста тридцати человек. «Земля предков» как раз ставит задачу – интересные осколки истории, культуры сохранить, рассказать о них.

Традиционная этническая кухня – это сейчас модно, шик для многих ресторанов. Но как сказала Наталья Юрьевна, любая национальная кухня – это, прежде всего, то, что просто и сытно. Про рыбу и мясо манси знают все. То и другое они варят, жарят, сушат, вялят. Нам предложили мастер-класс: запекать щуку в тесте из ржаной муки в уличной печи нянь-кур (рожь, придя на Урал с русскими поселенцами, долгое время здесь была единственной зерновой культурой).

Но перед тем, как готовить, послушали сказку и поучаствовали в театрализованном представлении с ее персонажами. Для манси щука – это зверь. Создал щуку верховный бог Нуми-Торум не рыбой, а хищным зверем, ползала она по земле между болотами и озерами, и даже не было у нее головы, а только челюсти, с помощью которых пожирала всё, что встретится на пути. А откуда же у щуки появилась голова? Откусила ногу у лося, пришедшего на водопой, появилась одна косточка, проглотила полозья охотничьих нарт – другая косточка появилась. Не пощадила ворона, несущего в клюве оленью лопатку, рыбака с лодкой и веслом, девчонку с берестяным туеском, женщину с вязанкой хвороста, кукушку. С тех пор у нее и появилась голова с разными причудливыми, особенными косточками. Манси как рыбу разделывают, рыбную голову разбирают, так и вспоминают эту сказку. Мы как будто окунулись в мансийскую лесную древность.

Но вот уже надо было замешивать тесто, как в старину: без дрожжей, заквасок. И даже без скалок – просто разминали, растягивали руками. Но зато замечательная северная приправа можжевельник и трава чабрец. И еще любимое лакомство манси – черемуха; они ее всегда собирали и хранили в берестяных туесках. И каждый из нас в этот день стряпал, как умел: большой пирог – со щукой и маленький – с черемуховой начинкой. Кто-то из наших женщин придал пирожкам вид рыбки с хвостиком и плавниками, да еще и глазки появились в виде ягодок можжевельника. И истоплены уже были мансийские уличные глиняные печи нянь-кур. Там в жаре на керамических противнях поспевать нашим пирогам. Это традиция. Манси в таких печах пекли хлеб, мясные и рыбные пироги. Но сейчас эти печи увидеть можно только в историко-этнографическом комплексе «Земля предков».

Ворон Карик

Пока мы шли к этим печам, посмотрели на таежный лабаз – сумъях. Манси-охотники ставили такие домики на спилах деревьев, хранили там съестные припасы, зимнюю одежду, хозяйственную утварь. А еще в укромных местах в тайге стояли ура-сумъяхи – дома, где жили мансийские боги, домашние божки. Там же находились серебряные блюда, священная одежда. Обнаженные корни деревьев напоминают русскую сказку о Бабе Яге и избушке на курьих ножках.

В этнопарке есть животные. Это северные олени, привезенные с Ямала и акклиматизировавшиеся здесь, гуси, овцы, всех встречает милый рыжий пес. Но особое внимание привлекает живущий в большой просторной клетке черный ворон Карик. Черные вороны – также герои мансийских мифов, фольклора. На самом деле они очень долго живут, семья у них чаще одна – на всю жизнь. Любят общаться с внучатами – воронятами. Умная птица. Карик умеет сам вычерпывать воду кружкой из чашки, когда считает, что воду пора менять. Умеет куковать, говорить: «Карик – ворон. Карик хороший». Правда, когда сам этого захочет. При нас не стал. А есть еще ворона Карушка, но она где-то по лесу летала. А этот красавец всё хлопал крыльями и клювом. Видать, здоровался.

В рыболовном чуме

Это была самая серьезная часть экскурсии по этнопарку. Провел ее директор и основатель этнопарка Алексей Слепухин. Богатство музейного чума: мансийские долбленки, рыбацкие снасти да старинные фотографии конца XIX – начала XX века. Рыба – это всегда была одна из основ питания людей тайги. И жили они в основном на малых речках. Большая река – большая дорога для многих людей. А малые реки – это и скрытно, и много рыбы, и сам всему хозяин.

В рыболовном чуме две старинные лодки. Сделаны они из цельной сырой осины особым  способом. Для современного человека это всё может показаться уж очень сложным, а тогда это была просто жизнь. На дереве делали разрезы, снимали кору, разводили будущие борта, выбирали древесину специальным керном, вставляли кедровые распорки, чтобы не повело, подгоняли нос и корму под одну высоту. Чтобы заготовка будущей лодки одновременно высыхала, ее смачивали горячей водой и разогревали на костре, делали дырки, чтобы влага уходила, потом эти дырки закладывались шпунтом, забивались смолой. На то, чтобы построить лодку, уходил месяц. Но без лодки было не прожить таежному человеку.

В этнопарке одна старинная лодка – с берегов Сосьвы, а другая – с Пелыма. Если бы не энтузиазм и подвижничество Слепухина и его соратников, они так и пропали бы, сгнили где-нибудь в тайге. Одну, уже негодную для плавания, отдали за тысячу рублей, другую – за канистру бензина. Дедовское искусство в глазах наследников в XXI веке уже не выглядело ценностью – плавают на лодках с мотором. Но в музее это сохраненная культура, это бесценно!

А чем ловили рыбу? Распространены были крапивные сети. В XX веке сильно ценились советские ГОСТовские сети – надежные и качественные. По размерам могли доходить до 80 метров. Другой способ рыбной ловли – запоры. Реку перегораживали деревянными щитами, внутри которого устанавливались морды – гинги. Строгое социальное равноправие: если в семье один добытчик – его гинга ставилась в центре, если двое – то по краям. Третий вариант – рыбу били острогой с лодки.

Мансийские женщины тоже, конечно, были рыбачками. Ловили на удочку, складывали в вышитый красивый садок. Рыболовный мир был уникальным. Всё это было возможным, потому что в уральских реках действительно было много рыбы. И не только щуки да белорыбицы. Рыба Северного Урала – это хариус и таймень. Реки были чистые, полноводные, не зараженные стоками, отходами.

Проблемы экологии сейчас на слуху. Лозьва осаждена обилием приезжих рыболовов на внедорожниках, на Пелыме доброй рыбы нет, много хворей у Сосьвы, а в Ивделе зеленая вода – в верховьях ведется добыча медной руды. Что со всем этим делать? Ведь есть и вопиющие случаи, когда в верховьях северных рек рыбу травят хлором, глушат динамитом, добывают электроудочками и всякими иными варварскими способами.

Но осталась идея, которую озвучил нам Алексей Викторович. Надо рассказывать подрастающему поколению про малую родину. Чтобы оно не тянулось на Запад, чувствовало свое достоинство, помогало бороться за сохранение природы. Это одна из идей, ради которой живет и существует этнопарк «Земля предков». 

Миг прощания

В домике вкусно пахнет ухой. Ее приготовили на костре, пока мы были на экскурсии по парку. Разливаем по тарелкам. Едим от души и вдоволь, а потом очередь дойдет до пирогов со щукой и с черемухой.

Всё уже позади. За темнеющим окном краски вечера. Уже успели накормить яблоками и морковью оленей, посмотреть, какие они отращивают и скидывают после своих брачных игр могучие рога. Отлили, расплавив на костре смесь олова и свинца, памятные сувениры  в виде щучки или окунька. Посетили музей этнопарка, где среди всего прочего можно приобрести пирожки с можжевельником, с кедровыми орешками.

Вновь дорога мимо сосен, но уже обратная – к нашему автобусу. Рядом по трассе пролетают мощные фуры, междугородние автобусы, автомобили. Екатеринбург в нескольких десятках километров. А здесь на площади всего лишь чуть больше гектара умудрился разместиться замечательный этнопарк, да еще вынашиваются на будущее новые проекты: по исследованиям уральских дольменов, писаниц, новым экспедициям.

Михаил СМЫШЛЯЕВ

Категория: Общество | Просмотров: 122 | Теги: новая жизнь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz