A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



09:22
«Я за провинцию!»
В начале 2000 годов кинорежиссер Андрей Титов был одним из самых известных людей Свердловской области. Его авторские программы на СГТРК: «И я там был», «Ну, блин даете!» и другие, смотрели почти в каждом доме. И понятно почему. Программы были украшением, жемчужиной  Свердловской телерадиокомпании. Режиссер колесил по всей области, находил яркие сюжеты в уральской глубинке, интересных людей. На экране не по разу побывали все 56 муниципальных образований, причем наше Верхотурье с десяток раз. У каждой территории было найдено свое неповторимое лицо. Теперь, к сожалению, это уже история.  Андрей Титов работает в документальном кино – в екатеринбургской кинокомпании «Снега». В Верхотурье в последний раз приезжал с частным визитом – на праздник 9 мая. Однако с удовольствием согласился дать интервью для читателей «Новой жизни» и своих бывших телезрителей.


- Андрей, когда-то за очень короткий срок Вы смогли стать легендой уральского телевидения. Давайте вспомним, как это было. О ком и о чем были Ваши программы? Как Вы находили сюжеты и своих героев?
- Я пришел на СГТРК сразу после окончания факультета журналистики УРГУ в 1997 году. Работал специальным корреспондентом, комментатором общественно-политического вещания, редактором, ведущим программ. Основная идея у меня тогда была такая – бороться с незнанием области, знакомить область с областью. И мы побывали со съемочными группами во всех муниципальных  образованиях. Объехали север, юг, восток и запад. Любимые города Верхотурье, Ирбит, Красноуфимск, Краснотурьинск. Верхотурье помнится по поездкам в Кордюково, Усть-Салду, деревеньку Боровую. Мне всегда близки были простые люди, которые живут на земле извечными земными человеческими трудовыми заботами, но при этом, образно говоря, смотрят в небо. Помню ныне покойного мастера-умельца деревянных дел Анатолия Кордюкова, фермера Веру Кислухину, пчеловода Николая Жаркова с лесной пасеки за Усть- Салдой, деревенского чудика Виктора Бочкарева из этого же села. Последнюю старушку - жительницу заброшенной деревни Боровой тоже не забыл! Это все та – настоящая Россия. Если посмотреть большую часть программ современного российского телевидения, можно подумать, что наша страна делится на две части: одна половина – это гуляющий бомонд, вроде Ксюши Собчак, Киркоровых и их окружения, а вторая – это где режут, насилуют, происходят социальные патологии, как у героев программ А.Малахова, на которую время от времени падают пьяные АН-2 и метеориты из космоса. А на самом деле есть забываемый сейчас настоящий народ, который своим трудом, своим работным делом держит страну. Это 90 процентов России, именно о нем надо говорить, писать, показывать. Все великие империи начинались с провинции, а гниение и распад в жизни общества, увы, начинается со столиц. Есть  Россия  телевизионных рапортов об успешном выполнении всякого рода правительственных программ, а есть настоящая страна, где на волоске от закрытия малокомплектные школы, где в небольших городках и сельских населенных пунктах не осталось производства.
Но тогда в начале 2000 годов, я еще просто хотел показать, как многообразна, интересна, многолика, насыщена самобытной, оригинальной жизнью наша Свердловская область. Во многом это удалось. Много открытий было сделано для себя. Как все-таки они непохожи друг на друга – эти наши провинциальные города! Свой дух старины и русской культуры у Верхотурья, свой колорит у старинного Ирбита. Сельскохозяйственный почти деревенский Красноуфимск, и промышленный, но вместе с тем чистенький, прилизанный, почти немецкий Краснотурьинск. Чем город старше, тем он интересней – есть такая закономерность. На сегодняшнем дне как бы лежит отсвет истории, прошлого. Это всегда очень интересно чувствовать, переживать, снимать. Тогда же я снял свой первый документальный фильм. Назывался он «СССР - Россия – транзит». Героями стали три разных человека. Фермер из Каменск-Уральского Михил Рвачев мечтал стать настоящим помещиком. Построить усадьбу, церковь, хорошие дома для своих работников, открыть небольшую школу. Что-то успел, но все-таки не получилось, и большую часть земель просто отобрали за невыплаченные кредиты. Но человек не теряет духа, думает, что как-то дальше надо работать на земле. «Помирать собрался, а рожь сей!», - такая народная мудрость. Второй герой – Олег Коновалов из г.Волчанска в молодости был обычным шахтером – передовиком труда. В годы рыночных реформ стал предпринимателем – коммерсантом. Но открыл свой частный музей советской эпохи: с красными знаменами, портретами вождей, советской символикой, бытовыми вещами того времени. Это сейчас советское считается брэндом, и стараются везде вспомнить о величии прошлых побед, потому что сейчас никаких побед нет. А тогда-то еще казалось зазорным, тем не менее предприниматель зачем-то открыл советский музей... А третий герой был ваш чудик из Усть-Салды Виктор Бочкарев, который вечерами смотрит в небо и видятся ему там  космические корабли других планет. Первый фильм конечно самому очень дорог, во многом, это созревший плод работы на авторских программах в СГТРК.

- Вы сейчас работаете в кинокомпании «Снега». В 2011 году Вы были одним из ведущих авторов документального кино, участвовавших в Верхотурье в кинофестивале «Свидание с Россией». Расскажите над чем Вы сейчас работаете? Знаю, что у компании  был очень интересный проект – «Великие реки России»...
- Да, этот проект очень уникален и интересен. Всего было отснято шесть фильмов. Но работа продолжается. Есть новые заявки, новые идеи. Моим первым фильмом в этой серии был «Амур», который и был представлен на кинофестивале в Верхотурье в 2011 году. Великая русская река. «Амурские волны» - любимая музыка первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Я хотел показать сегодняшний день жизни этого края, с опорой на историю. И выбрал поселок Албазино. В семнадцатом веке здесь стояла русская крепость Албазин. 800 сибирских казаков: в том  числе из Верхотурья и Тобольска защищали ее от пятнадцатитысячного маньчжурского войска. И устояли. Не пустили врага дальше. Благодаря чему, так и сложились границы, и Амур остался русской рекой, Дальний Восток - русской землей. Но это было тогда. А что сегодня? В поселке Албазино работает администрация, почта, магазины… и китайцы. У них есть работа, а у русских работы нет. Они оказываются предприимчивей, энергичней, идет экспансия. В семнадцатом веке устояли. А сейчас? Это нам наши границы еще могут казаться незыблемыми, а соседи смотрят на нас, как на нерадивых, неэффективных хозяев природных богатств. Документальные фильмы хранятся сто лет. Я не хочу, чтобы через сто лет какой-нибудь китаец хохотал над моим фильмом... Еще были фильмы об Оби и  Лене – снимали в  Томской области, в Якутии. В Каргасокском районе Томской области жители традиционно живут рыбным промыслом, как и на всех великих реках России. Но скоро и там будут добывать нефть. А что будет с рыбными богатствами? Не исчезнет ли рыба в Оби  повсеместно и навсегда? Это сюжетная линия одного из фильмов. Есть планы киносъемок на Иртыш и Бирюсу – реку в Красноярском крае, когда- то известную всему Советскому Союзу, благодаря песне, исполняемой  еще молодым Иосифом Кобзоном.

- Работа у Вас, по-прежнему, очень творческая. Жаль только одного – Вас сейчас не видит массовый зритель. Где теперь оно, на каком экране – документальное кино? Авторские программы на СГТРК – это тоже безвозвратно ушло в прошлое?
- Да, к сожалению все так. Почему я в свое время ушел со Свердловского телевидения? Потому что руководством было прямо сказано, что такие авторские программы не приносят компании прямой прибыли. Снимать о провинции, о глубинке? Да, кто когда вложит в глубинку деньги! Мне было предложено снимать также красиво, захватывающе, интересно. Но только… о кафельной плитке. То есть работать в рекламе. После рыночных преобразований уже к 2005 году на СГТРК осталось два блока программ: информационные и рекламные. Все остальное ликвидировали, как нерентабельное. Работать в журналистике, на телевидении, в кино в условиях рынка очень тяжело. «Эта новость для нас слишком дорогая»,- вот девиз времени. Для телевизионщиков командировки по области сейчас, как правило, под запретом: нельзя ездить дальше 150 километров от областного центра, тем более с ночевкой. А что можно? Можно обслуживать власть, передавая новости в угодном ей ключе, либо работать на себя – зарабатывать на рекламе. Что остается зрителю? Телеэкран страны заполняется фильмами Голливуда, новостями из жизни звезд, и всякими пошловато-развлекательными или околокриминальными программками. Правда, еще есть канал «Культура», где показывают и документальное кино, и достойные передачи, и прекрасные художественные фильмы. Но это, как заповедник, как резервация... Может ли быть Россия полностью рентабельной в рыночном смысле? Ведь это огромные расстояния, бездорожье, очень сложный климат и особый характер народа, который ценит духовное, больше чем копейку. Повестка жизни страны формируется с позиции экономической рентабельности. Но безусловно правильнее, если бы ее формировали с позиции интересов общества. Только так мы сможем выжить в современном мире. Наука, образование, журналистика не дают сиюминутной рентабельности. Но развитая страна не может прожить без этого.
Кинокомпания «Снега» работает по заказам Министерства культуры Российской Федерации. То есть рынок нас еще полностью не поглотил. Мы можем себе позволить творческие командировки – вплоть до Камчатки. В целом в стране в год снимается около трехсот документальных фильмов. И это настоящая жизнь настоящей России! Сколько замечательных фильмов было представлено на двух кинофестивалях в Верхотурье в 2011, 2012 годах. И в самых разных номинациях: о наших областях и республиках, духовных святынях, загадках и тайнах, истории и экологии, животном и растительном мире. Благодаря таким фестивалям, Россия знакомится… с Россией. Но что дальше? Увы, на сегодняшний день для документального кино нет доступа на телеэкраны, в кинозалы. В отличие, кстати, от советского времени. Хорошо, если фильм покажут на кинофестивале, его поймет и оценит хоть какой-то зритель. Хозяева телекомпаний и кинозалов обычно не хотят связываться с документальным кино, опять же, в их представлении это не то, что может принести быстрые прибыли. Я снимаю о врачах, работающих с огромным напряжением, переутомлением сил, о сельских учителях, о том, как сложились судьбы «афганцев». Это серьезное кино, оно требует серьезного, вдумчивого зрителя. «Клубничка» привлекательней… Тем не менее, мы - кинодокументалисты еще работаем. Наше документальное российское кино создается.

- Ваша личная жизнь? Ваша мечта? Наверное, этому есть в душе место? Несмотря на все обстоятельства жизни и профессии.
- Я женился три месяца назад. С супругой Анастасией живем в Екатеринбурге, она владелец интернет-магазина по продаже уральских камней. Относительно количества будущих детей, продолжения рода пока ничего не скажу. Поживем-посмотрим. Увлечение у меня есть, и очень серьезное –  литература. Надеюсь когда-нибудь профессионально заняться писательством. Одна книга «И я там был» -уже издана, тиражом в одну тысячу экземпляров. Она как раз о нашей уральской глубинке, о тех героях, которых снимал, работая на Свердловском телевидении. Оставить журналистику, кино и стать писателем – это мечта!

Записал Михаил Смышляев, фото Ю. Рожина
Категория: Время и мы | Просмотров: 673 | Теги: ГОСТИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz