A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



13:12
История театра в Верхотурье

Актерские действа известны издавна. Русские средневековые актеры – скоморохи известны с XI столетия. Это были нищие люди, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Для своего жилья и приема зрителей строили легкие постройки – балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки, как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. Связано это было с запретом на увеселительные мероприятия во время православных постов. Позднее во  время Великого поста в больших городах обычно проводились лишь благотворительные вечера или приезжали знаменитые гастролеры, так как основные зрелищные представления запрещались.

Первый царский театр в России возник при Алексее Михайловиче и просуществовал с 1672 до 1676 годы. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева. После смерти Алексея Михайловича Матвеев попал в опалу и в 1676 году был направлен в Верхотурье на воеводство, но не доехал. Театр называли в то время «позорищем» (дословно – зрелищем).

В XVIII веке в России появилось такое явление, как солдатские театры, возникавшие, как правило, в крупных гарнизонах. К числу таких театров можно отнести и театр в Верхотурье. Известно, что в 1880-х годах помимо Верхотурья такие театры возникли  в Чердыни и Осе. Спектакли ставились для офицеров по указанию начальства.

31 января (18 января) 1882 года в городе Верхотурье состоялся любительский спектакль. Местные театралы поставили комедию в трех действиях В. Крылова «К мировому!».

В XIX веке пьесы ставятся «для собственного удовольствия и для увеселения простого народа». Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане небогатые купцы, разночинцы, крестьяне. Репертуар традиционный, народный. Как правило, ставились три-четыре пьесы.

В маленьком уездном городке, каковым являлся Верхотурье, театр представлял из себя деревянное продолговатое одноэтажное здание, носившее громкое название театра, а вернее, это был клуб с театральной сценой, переоборудованный из большого сарая. Постоянной театральной труппы в городе не было. 

Однообразие жизни маленького городка оживляли заезды на гастроли случайных драматических групп других служителей искусства. Так, по воспоминаниям А.С.  Рублева, преподавателя мужской гимназии, известно, что проездом из Сибири в г. Верхотурье в 1890 году выступала труппа хора русской песни под руководством М.Д. Агреневой-Славянской. Хор пел русские свадебные песни. Выступление прошло с большим успехом, но удовольствие омрачалось чадом от дымившихся на рампе керосиновых ламп, так как электростанции в городе не было.

Вскоре после хора Агреневой город посетила проездом драматическая труппа провинциального антрепренера Максимовича (октябрь 1909 года). Труппой были поставлены несколько пьес: «Дни нашей жизни», «Денщик Шельменко», «Чародейка», «Юная буря», «Предложение» (по Чехову). Хотя театральный гардероб труппы не блестел богатствами, но нетребовательный зритель небольшого уездного городка, где не было постоянного театра, был удовлетворен. Артисты проживали в нумерах Живиловой на Торговой улице (К. Маркса, современное здание НПЦ, второй этаж).

Некое разнообразие в культурной жизни города составляли спектакли, даваемые горожанами-любителями. Так, шестого февраля 1890 года с разрешения начальства в помещении Общественного собрания (в клубе) был дан спектакль в пользу бедных учеников местного городового училища, на котором была представлена пьеса Островского «Не всё коту Масленица» и «Съехались, перепутались и разъехались». В фондах Верхотурского музея-заповедника сохранились афиши этих спектаклей. После спектакля состоялись танцы. Такие спектакли были нередки в городе. 

В 1899 году в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина Пермскому губернатору от Верхотурского уездного попечительства о народной трезвости была направлена просьба об устроении бесплатного мероприятия музыкального вечера.

К культурной жизни города также  можно отнести концерты и спектакли, которые ставили в женской гимназии. На концертах аккомпанировала сама начальница гимназии Мария Николаевна Пастухова. С прибытием в гимназию осенью 1909 года новой словесницы Людмилы Николаевны Вениаминовой постановки концертов гимназии заметно оживились. Давались они, как правило, в пользу нуждающихся учеников гимназии и были весьма успешны.

Также в своих воспоминаниях А.С. Рублев вспоминал о Надежде Адольфовне Гладковой, которая поставила с учениками городской гимназии фантазию-феерию «Подснежник».  Сбор от спектакля превзошел все ожидания, его повторяли три раза, собрав около 550 рублей в пользу нуждающихся учеников училища. И это было сделано опять же несмотря на отсутствие в городе электростанции, при керосиновых и газокалильных лампах.

Накануне празднования 300-летия дома Романовых Правлением Общества попечения о народном образовании в Верхотурском уезде был предоставлен Управе план и смета на постройку Народного дома в Верхотурье.

В 1915 году в г. Верхотурье был выстроен Народный дом с залом для кинематографа. Народный – дом образец общественного здания начала XX века, предшественник современных домов культуры. Со дня открытия Народного дома нижний этаж был сдан в аренду купцу Шведову, который устроил там универсальный магазин. Магазин был богатый: различные товары, хорошее освещение. Особенно известны были керосиново-калильные лампы, которые продавались только в этом магазине. Верхний этаж отводился для культурных мероприятий. Зрительный зал использовался для постановок спектаклей, для демонстрации фильмов, для танцев, здесь же проводились различные празднества. Остальные комнаты использовались под фойе, буфет и т.д.

В первые годы революции все собрания, культурные мероприятия и митинги города проводились в этом Народном доме.  

В 1920-х годах в Народном доме также активно проводились различные массовые мероприятия. Комсомольская ячейка города вносила большой вклад в работу Народного дома. Яркие выступления живой газеты «Синяя блуза», современный советский репертуар драматического коллектива, комсомольско-молодежной агитбригады. Первый спектакль на колхозную тему «Ярость» Яновского смотрели не только жители города, но и всех крупных населенных пунктов района. 

С 1924 года в Народном доме частыми артистами были воспитанники детского дома им. Парижской коммуны. Спектакли, поставленные пионерами на сцене Народного дома, пользовались большим успехом у верхотурцев.

Традиции театрального дела были продолжены и в последующие годы Советской власти и в наше время поддерживаются силами энтузиастов.

Э. Колбина, научный сотрудник историко-архитектурного отдела музея-заповедника

Категория: Культура | Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz