A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



10:07
Еще одно, но не последнее сказание

Николай Новиченков. директор Верхотурского музея-заповедника, автор книги «Верхотурские воеводы XVII века» делится мыслями, эмоциями, творческими планами.

- Николай Николаевич, появилась книга «Верхотурские воеводы XVII века», и стало как-то ясно, что в истории старинного города заполнена еще одна лакуна. Была конференция с общественностью, читателями в библиотеке, эту книгу вы дарили краеведам, кто-то приобрел ее в музейном киоске. Теперь даже, кажется, что без нее нет нашего представления об истории Верхотурья. Люди, неравнодушные к истории родного края, за эту книгу благодарны. Как родился замысел ее написания?

- Задачи издавать сугубо научный труд я не ставил. Мне с самого начала было интересно написать о XVII столетии – «золотом веке» Верхотурья – для самого широкого круга читателей. Не могу  не сказать, однако, что моя работа в качестве директора музея-заповедника, музейные проблемы по созданию экспозиций требовали от меня самого и от сотрудников систематизированных знаний о верхотурских воеводах. Самый серьезный труд, который мы, специалисты, имели – это общий обзор основных периодов  Верхотурья в книге пермского историка Павла Корчагина «История Верхотурья. 1598–1926 г.». Она посвящена закономерностям социально-экономического развития и складыванию архитектурно-исторической среды города. Сведения о воеводах-администраторах, градоначальниках XVII века разбросаны в разных источниках. Есть уже изданная литература о воеводском управлении в Сибири, сборники исторических актов, грамот. Я шел по пути «просеивания» опубликованных источников, собирал «досье» на каждого воеводу. Хотя поехать в Москву в Российский государственный архив древних актов, где есть фонды «Верхотурская воеводская канцелярия» и «Верхотурская приказная изба», не смог. Но все-таки материал постепенно набирался. Я выступал на научно-практических конференциях, публиковался в разных сборниках. Потом стало ясно, что должна быть книга. Министерство культуры Свердловской области поддержало, помогло с изданием. Для меня самого тогда стало понятно, что это не только история, но и современность. Самое интересное, что многие нынешние проблемы созвучны тем, что были в прошлом. Современного читателя мне хотелось сделать участником исторических событий.

- И это во многом удалось благодаря оформлению книги. Вы постарались передать дух и вкус времени. Использован язык грамот XVII века, картины художников, посвященные тому периоду. «Выборы царской невесты», «Сокольничие царя Алексея Михайловича», «Русские женщины в церкви», «Боярышня у окна с прялкой». Это всё «живой» дух XVII века. Основное содержание книги – это воеводское управление городом – форпостом освоения русскими Сибири.

- Я рассматриваю в книге общее положение города и уезда в XVII веке, систему местного управления, воеводские наказы – то есть задачи, которые ставились перед ним государством, порядок службы, воеводское делопроизводство, отношения воеводы с местным населением. Это книга о роли Верхотурья в политической, экономической и духовной жизни российского XVII века. Верхотурским воеводам подчинялась практически вся территория нынешней Свердловской области, за исключением небольшой части на юге. На 1680 год в Верхотурском уезде существовало 363 населенных пункта: слободы, деревни, села, погосты. В XVII веке воеводы и их помощники являлись основным звеном системы местного управления. Хотя штат «управленцев» был небольшой – кроме воеводы сюда входили дьяки, подъячие, письменные головы. Царские наказы – инструкции по управлению – включали в себя круг обязанностей воеводы. Он был, конечно, широким: поддерживать в надлежащем состоянии укрепления, строить новые, набирать и содержать гарнизоны, заботиться о служилых людях, контролировать сбор ясака, отправление ясачной казны в Москву, деятельность таможни, соблюдение правил торговли, создавать хлебные запасы для Сибири, строить судов для перевозки грузов. Воевода обязан был «высматривать» новые земли, пригодные для государевой пашни, призывать на нее «охочих» людей. Христианизация коренного населения также была под контролем местных властей. Время накладывало свои отпечатки на деятельность конкретных воевод.  Например, в 1630-х годах, в связи с запрещением табака, весь конфискованный табак предписывалось сжигать на торгу. Указы воеводам конца XVII века несут в себе характерные признаки петровской эпохи: ставятся задачи разведывания руды, постройки каменных казенных зданий.

- Это государственные цели и задачи того времени. Вы даете подробный анализ того чем был XVII век для Верхотурья. Но оригинальность вашей книги в ее построении: каждому воеводе посвящена отдельная глава. От Василия Головина и Ивана Воейкова (1598-1599 годы) до Кузьмы Козлова (1698-1702 годы). Постарались показать время и личность человека. Последнее очень трудно, но, без сомнения, крайне важно. Ваша книга, на мой взгляд, как раз служит такой цели.

- Верхотурские воеводы XVII века – русская аристократия, элита того времени. Многие – Рюриковичи, другие – достаточно близкая родня с царствовавшими монархами. Назначение на воеводство в Верхотурье иногда было ссылкой, опалой, но чаще это было почетным назначением, высоким царским доверием. Город, через который пролегал путь из Московской Руси во вновь присоединенную Сибирь, считался важным. Назначенные в Верхотурье воеводы – люди, как правило, сыгравшие видную роль в судьбах всего государства. Первые воеводы Иван Воейков, Иван Вяземский, Матвей Львов были еще из опричников Ивана Грозного. В 1606 году Иван Воейков оказался одним из двух дворян, застреливших из пищалей Лжедимитрия I во время восстания  москвичей против него. Но это уже после воеводства у нас. Взгляните на биографию любого верхотурского воеводы. Вот князь Дмитрий Пожарский- Лопата (годы воеводства 1625-1627) – потомок Рюрика, Владимира Мономаха. Родственник знаменитого Дмитрия Пожарского, который вместе с  Кузьмой Мининым в 1612 году освобождал Москву от польских интервентов. Будущий верхотурский воевода был его деятельным соратником, активным участником событий того времени. Бился с поляками под Москвой, потом, будучи воеводой в Самаре и Твери,  успешно сражался с оставшимися на русской земле от «Смутного времени» отрядами поляков, казаков, разбойных людей. В Верхотурье он построил новый деревянный острог, особое внимание уделил военным делам. Хотя в это время в городе происходило много другого. Верхотурье, например, оказался единственным уездным городом в Сибири, перешедшим на самообеспечение. Верхотурские денежные доходы уступали только  Тобольску. Четверть бюджета составляли доходы от таможни, большую прибыль, надо сказать, давал первый в Сибири кабак. Но Верхотурье уже обеспечивало и себя хлебными запасами, и продавало хлеб. В городе проживало немало ремесленников, ямщиков. Возникла необходимость строительства нового гостиного двора. Была эпоха Михаила Романова, Россия потихоньку отошла от смуты.
Князь Дмитрий Лопата-Пожарский после верхотурского воеводства также был неоднократно жалован царской милостью: получил новые поместья в вотчину, бывал у госудрева стола, на приеме послов, сопровождал Михаила Романова на царское богомолье. Словом, интересная, яркая жизнь человека XVII века. В 1649-1652 годах верхотурским воеводой был Федор Всеволожский, отец Евфимии Всеволожской, несостоявшейся невесты Алексея Романова. Жила с ним в воеводских палатах, конечно, и опальная царская невеста. А вот была ли в детские годы в Верхотурье Евдокия Лопухина, первая законная жена Петра I, пока, к сожалению, выяснить не удалось. Возможно, что  была – ее отец служил на воеводстве в Верхотурье в 1680-1682 годах.
Разумеется, нашу историю не населяют сплошь положительные  герои. Коррупция и в XVII веке была « бичом» управления территориями Российского государства. Совсем бескорыстное исполнение обязанностей для администраторов XVII века было непонятным. Несмотря на определенную жесткую линию правительства, человек, попавший на воеводскую должность, считал, что это место должно приносить ему материальные выгоды. Были традиции подношения денег к определенным праздничным дням, определенных подарков и так далее. Старая пословица гласила: «воеводой быть – без меду не жить». 
В 1623 году воеводы Барятинский и Языков жаловались царю, что с тех пор, как открыт кабак, верхотурские служилые люди, стрельцы, казаки, ямские охотники, пашенные крестьяне в кабаке пропиваются, разбредаются и нищают. Требовали воеводы от верхотурцев, чтобы они посещали общественную баню, а не топили свои частные бани, от которых случались пожары, и деревянный город, бывало, полностью выгорал. Жители города, тем не менее, в общественную баню ходили неохотно, предпочитали свои. Нехватка кадров, как и сейчас, была проблемой Верхотурья. Не хватало служилых людей, стрельцов и казаков, просто жителей для новых поселений в уезде. Перед воеводами времен Алексея Романова стояла такая непростая, оригинальная задача, как отлавливать и отправлять в Москву лучших соколов и кречетов для любимой царской забавы – соколиной охоты.
Были у наших героев свои пристрастия и увлечения. Воевода Иван Колтовский, например, установил на колокольне Свято-Троицкого собора часы, купленные в Великом Устюге. Для верхотурцев того времени это, конечно, было в диковину. Часовщика по штату не полагалось, оформили на ставку водолива. Воевода Кузьма Козлов разводил павлинов и любил китайский фарфор: кости животных, обломки посуды найдены археологами в XXI веке на месте сгоревшей воеводской усадьбы. А вот еще основатель Верхотурья Василий  Головин доносил на своего соправителя Ивана Воейкова, что тот до «полуночи играл зернью с сибирскими царевичами» (пленеными наследниками хана Кучума), что «пьет беспрестанно, велит на себя солоды растить и пива варить».

- Всё было в нашей истории. Хотя тот же Иван Воейков, один из основателей Верхотурья, свою жизнь закончил как человек чести. Захваченый в ходе военных действий в плен во время «Смуты» отказался признать какого-то очередного самозванца, за что был казнен. Заканчивается книга эпохой Петра I. Молодого царя интересуют поиски минералов, руд, камней, проведена полная перепись населения, в Верхотурье начинается интенсивное каменное строительство, в том числе строится новый Свято-Троицкий собор. Старая Московская Русь превращается в Российскую империю. 

- Заканчивая работу над книгой, я ощутил, насколько огромная работа еще предстоит. Речь шла о воеводах XVII века. А ведь были еще дети боярские, стрельцы, казаки, купцы, крестьяне, священнослужители. Сколько неоткрытых имен, «белых пятен» истории. Еще больше тайн хранит XVIII век Верхотурья: сначала нового взлета города и уезда, потом его упадка.

- Можно надеяться на то, что появится книга о воеводах и комендантах Верхотурья XVIII века?

- Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. В прошлом – истоки многих современных реалий нашей общественно-политической жизни. Как позитивных, так и отрицательных. Верхотурский уезд со своей историей четырех веков помог, послужил становлению Российского государства. Славен город Веротурье! Виват, Россия!

Записал Михаил СМЫШЛЯЕВ

Категория: Наши интервью | Просмотров: 1468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz