09:31 Даже кошке тревожно | |
24 мая начнется итоговая аттестация для выпускников девятых и 11 классов. Период подготовки к ней напряженный и ответственный не только для школьников. Непростой он и для родителей, законных представителей. Зачастую взрослые своим неправильным, излишне эмоциональным отношением к ГИА и ее результатам могут навредить своему ребенку. Мы обратились к психологу Верхотурской гимназии Анне Геннадьевне Сандер и попросили рассказать, как стоит вести себя взрослым в этот период? - Самое главное в этот период – максимальная вовлеченность родителей в этот в процесс, но не в роли надзирателя, а в роли помощника, наставника. Важно не создавать ситуацию излишнего эмоционального напряжения в семье, в отношении с ребенком, избегать резкой критики, резких высказываний, эмоционального подавления. В этом возрастном периоде такие методы воспитания не работают. Общение необходимо выстроить взрослому в другом контексте. Ни в коем случае нельзя допускать фраз типа «Ты не сдашь. Ты не сможешь!» Следует говорить: «Если ты будешь прикладывать усилия, делать определенные шаги (тут нужна конкретика, у каждого они свои), то у тебя всё получится!», «Я верю в тебя!», «Знай, если тебе нужна помощь, ты всегда можешь обратиться ко мне». Родителю надо постараться самому изменить отношение к ситуации. Важно создать дома максимально комфортную атмосферу. Надо помнить, что тревожный родитель – тревожный ребенок. Всем известно, если обстановка дома напряжена – даже кошка волнуется. Еще раз подчеркну, что эмоциональная составляющая в период подготовки и сдачи ГИА играет важную роль. - С эмоциональной составляющей понятно, но как быть, если дома обстановка комфортная, родители заняли правильную позицию, но у школьника не ладится с предметной подготовкой? - Напомню, что и в предметной составляющей тоже важна вовлеченность родителей. В первую очередь надо понимать, какая требуется помощь и чем лично родитель может помочь. Стоит разобраться, какая помощь нужна в ликвидации пробелов, можно ли ее решить в рамках школы (уроки, факультативы, дополнительные занятия) или необходимо привлечение помощи со стороны. Иногда бывает достаточно помощи в составлении плана. План – это визуализация того, что уже сделано, а что необходимо сделать. Берется предмет, содержание разделяется по блокам, каждый блок распределяется по темам (ребята всё это знают), тема – по дням. Так можно представить и понять, что осталось освоить до экзамена. Когда ребенок (может быть, и с родителями) видит, что временного периода до экзамена достаточно, уровень тревоги снижается, появляются внутренняя уверенность, спокойствие, что он всё успеет. Если с ребенком налажено взаимопонимание, помощь будет эффективна. - Все школьники разные, кто-то чересчур много занимается, и наоборот, могут ли родители как-то повлиять? - Есть гиперответственные дети, готовые заниматься днем и ночью, и те, которые не могут собраться, не могут себя организовать. Родителям в этих крайностях важно координировать, направлять ребенка, быть наставником, а не диктатором. Вместе посмотреть распорядок дня с учетом дополнительных занятий, в том числе спорт, творчество и другие, и определить, какое время лучше выделить для подготовки. Подчеркну, это должна быть не директива, а совместное решение с ребенком. Надо использовать фразы типа «Будет здорово, если ты каждый день будешь выделять определенное время, это поможет тебе систематически готовиться и получить хороший результат!». Фразы должны быть побуждающими и вселять уверенность, мотивировать к действиям и личной ответственности. Стоит избегать фраз «Ты должен, ты обязан!». Гиперответственным детям, которые готовы учить день и ночь, надо подчеркнуть, что их ответственность – это очень хорошо, но так можно растратить физические и эмоциональные ресурсы до экзамена, а в мае надо быть сильным и здоровым! Подчеркнуть неэффективность занятий ночью и неэффективность зубрежки. Также хочется добавить, что в период подготовки к итоговой аттестации важен не только режим дня, но и правильное питание, обогащенное витаминами. Каким бы ни был ребенок, в любом случае надо спокойно подчеркивать значимость экзамена для него самого. Важно, чтобы он осознал, что экзамен решает несколько задач: получение аттестата и вступительный экзамен в вуз или колледж (там конкурс аттестатов). Выложившись один раз, выпускник, грубо говоря, убивает двух зайцев. Я всегда говорю это своим школьникам. Согласитесь, это очень удобно, ресурсно для каждого. В заключение хочу обратиться к родителям. Создайте эмоционально спокойную атмосферу дома, будьте активным участником подготовки к экзаменам, проявляйте заботу, любовь, вселяйте уверенность. Вместе вы сила! Беседовала Лариса АГАМАГОМЕДОВА | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Поделиться с друзьями: | ||
© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г. | Редакция газеты «Новая жизнь»: | |
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка на http://нов-жизнь.рф/ обязательна | 624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21 Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80 E-mail: glavrednl@mail.ru | |
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями | ||
Хостинг от uCoz |