A A
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет    RSS лента

тень
goLeft



12:55
Автомобиль как спутник человека

Сегодня мир отмечает не самую громкую, но очень значимую дату в истории человечества. 29 января 1886 года, 130 лет назад в Германии, Карлом Бенцем был изобретен первый автомобиль. 

Человечество к машинам подобного рода стремилось давно. Чертежи автомобиля с пружинным двигателем еще в Средневековье разрабатывались Леонардо да Винчи. В XVIII веке в Европе появились транспортные средства с паросиловыми установками. В конце того же века русский изобретатель Иван Кулибин предложил нечто похожее на автомобиль – «самокатную коляску». Там были маховое колесо, тормоз, коробка передач, подшипники. 

Но основателем автомобиля, а одновременно и всемирно известной компании «Мерседес» является немец Карл Бенц. Как европеец, он оказался более последователен, настойчив и целеустремлен. Получил патент на свое изобретение, начал его производство. Супруга Берта с детьми каталась на первом трехколесном автомобиле мужа из одного немецкого городка в другой. Сегодня это звучит комично, но по пути они покупали бензин в аптеках – он продавался как чистящее средство, чинили тормоза у шорника и толкали свою машину вручную на горки. После этих приключений жена посоветовала мужу установить на автомобиль коробку передач.

В XXI веке без автомобиля уже почти не мыслится жизнь ни одной семьи, в том числе, конечно, и в Верхотурье. Наш собеседник – Михаил Марков, руководитель ООО «Стройтранс», на досуге, как он говорит, «для души» занимается немало лет организацией неформального частного музея автомотостарины.

- Михаил Юрьевич, почему Вы решили коллекционировать именно старую автомототехнику?

- Занимаюсь этим для души. Поиском старых автомобилей, сбором информации об их истории, прежней значимости, по возможности, их приобретением. Есть «Волги», «Победы», «ГАЗики», старые мотоциклы, мопеды. Конечно, такое коллекционирование обходится недешево, не всё получается, что хотелось бы. Но занятие очень интересное. Я «загорелся» этим лет десять назад. Может быть, поздно? Потому что многое утеряно. В 1990-х – начале 2000-х годов люди огромную часть старой техники попросту сдали в металлолом. А кое-что сохранилось благодаря энтузиастам и ценителям. Речь в данном случае идет не только о машинах массового производства, но и о редких, единичных экземплярах. Их сохранили Санкт-Петербург, Москва, неплохая коллекция в екатеринбургском ретро-клубе, очень бережливыми к автомобильной технике XX века оказались прибалты. А США, наверное, еще бережливей в этом вопросе. У них сохранились экземпляры начала XX века. Пожалуйста, предлагают в Интернете. Есть возможности, значит, реально приобрести первые «Форды» еще с колесными спицами.

Почему это за душу берет? Так ведь я сам по образованию инженер-механик, в советской школе нам прививали, что у страны большой технический потенциал. Когда я уже взрослым человеком стал «копать» эти вопросы, обнаружил, что советский автопром, на самом деле, имел много достоинств, был в отдельных вещах первооткрывателем  технического прогресса. Конечно, основное брали с Запада. Наши первые «ГАЗ-А», «ЗИС-5» созданы на базе «Фордов». «ГАЗ-67» когда-то называли «Иван. Виллис». Наш автопром, однако, неплохо развивался в годы войны, в послевоенные годы. Но тогда развитие автопрома контролировал лично Сталин. 

Очень сильным был Горьковский автозавод, там работали серьезные конструкторы, инженеры. «Победы», «Волги» – это всё ГАЗовское семейство. «ГАЗ-67» прошел всю войну и после войны успешно потрудился в народном хозяйстве. Замечательный, шикарный, полноприводный, учитывая наше бездорожье, автомобиль-вездеход, потом на смену ему появился «ГАЗ-69». Надежные, простые и в техническом плане довольно-таки грамотные разработки. У «ГАЗа» и «ЗИЛа» были свои творческие находки, изобретения. Поощрялась в стране и идея массового автомобиля для населения: появился «Москвич 401» – маленький, четырехдверный, но его стали покупать. Появились обычные люди – первые владельцы советских легковых автомобилей. Отдельная история – развитие автомобилей представительского класса. «Чайки», «ЗИЛы» – для правительства, руководителей союзных республик, секретарей обкомов. Были отличные технические разработки: мощные двигатели, скорость, надежность, блестящее оформление, комфортность: велюр, дерево, кондиционеры. 

Еще раньше совершенно оригинальный «ЗИС-100» был создан специально для Сталина на базе привезенного из-за границы «Паккарда». Сохранившиеся экземпляры этих машин, разумеется, очень редки. Но на Урале их можно увидеть в Верхней Пышме – в музее, организованном руководителем «Уралэлектромеди» А. Козицыным. Там представлена и вся техника военных лет.

К сожалению, настоящий технический прогресс в автомобилестроении был в СССР только до начала 1970-х годов. Потом застой. Конечно, делали мощную автомобильную технику для армии – это были лучшие разработки автопрома, аналогов им за рубежом нет. Выпускали грузовики для народного хозяйства: «ЗИЛы-130» по тридцать лет отработали да еще и до сих пор трудятся. Но из-за «железного занавеса» мы были отрезаны от остального мира, не было обмена идеями, информацией. В массовом производстве для населения штамповали долгие годы одну «Волгу. ГАЗ-24» да «Москвич 412». Новых решений, поисков, идей не оказалось. Думали, что вот так будет всегда. Конструкторская мысль затухала. А на Западе автомобилестроители работали в условиях конкуренции, рыночных отношений. «Железный занавес» рухнул; оказалось, мы конкурировать не можем. Про это все знают.

- Вы каждый год со своими ретро-автомобилями участвуете на празднике 9 мая. Старая  техника времен, когда советское государство отнюдь еще не было застойным, а переживало динамику, стремление к развитию, только что вышло победителем из войны с фашизмом, выезжает на городскую площадь. Рядом с этими «Победами», «Волгами»,  военным командирским «ГАЗиком» 1945 года чувствуешь гордость за страну. История каждой машины уникальна. Но я думаю, что теперь они стали достопримечательностью Верхотурья.

- Я тоже так считаю. «Волга. ГАЗ-21» 1970 года выпуска, «ГАЗ-67» на ходу, мы его восстановили, это машина 1945 года выпуска. «Победа. ГАЗ М – 20» 1953 года выпуска тоже на ходу. Мы ее нашли в Новоуральске, восстановили, сейчас автомобиль в рабочем состоянии. Есть «ГАЗ-69» - полноприводный автомобиль. Кроме автомобилей, на ходу мотоциклы. Есть старые мотоциклы – предшественники «Минсков», «Восходов», «Уралов». Тот мотоцикл Ирбитского мотозавода, который мы все помним, как «Урал», он, что тоже интересно, наследник немецкого «БМВ», когда-то был спроектирован по чертежам, вывезенным из Германии. Мопеды «Рига», «Верховина», «Пенза» – сейчас подобная техника уже не выпускается, а когда-то в мальчишеские годы было очень здорово покататься на таком мопеде. Мотороллеры «Электрон», «Тулица», «Вятка». Автомобиль «Москвич 400» – это еще 1946 год, только что начиналось послевоенное время. Собраны почти все модели: от «Мосвича 400» до «Москвича 412». Правда, нет «Москвича 410» и «Победы ГАЗ.М 72» – эти усиленные полноприводные автомобили выпускались в свое время для сельской местности. 

Это уже почти музей автомотостарины. Идея моя, но помогают и работники нашего предприятия в восстановлении, реставрации старой техники. 

Самым первым приобретением был ГАЗ-67 из Бисерти, трудно было с восстановлением документов, с некоторыми запчастями, но сделали и восстановили машину в оригинале – на 90 процентов. Каждый год 9 мая возим на ней ветеранов.

- Музей – хорошее дело. А вообще, на Ваш взгляд, есть будущее у российских автомобилей? 

- Я думаю, что многое надо связывать с общим развитием страны. Сейчас, например, говорят о возрождении отечественного сельского хозйства. Но пока радикальных шагов в этом направлении государство не предпринимает. Деревни у нас, как видим, не расцветают. Значит, не для кого выпускать российскому автопрому новую технику. Потребителем могла бы выступать глубинка, провинция. Иномарка – это мощный двигатель, комфорт, удобства. Хотя есть, например, такая достойная современная российская машина, как «УАЗ-Патриот».

Среди старых машин предпочитаю «Волгу. ГАЗ-21». Красивая машина. Всё в ней есть. Внутри комфортабельно. Изумительный внешний вид, обтекаемые формы. Мягкая посадка. Достаточное количество настоящего неподдельного хромирования, не как сейчас – китайские пленочки. Подчеркнутые оконные арки, задние фары, отличные бампера. Она у нас на ходу, при желании еще лет 10 можно полноценно эксплуатировать. 

У этой машины 1970 года выпуска интересная история. Когда-то ее выделили по разнарядке одному из лучших комбайнеров совхоза «Авангард». Но дорог тогда практически не было в районе, ездил хозяин очень мало, аккуратно ее содержал. Продал одному из жителей Верхотурья в начале XXI века, когда сам не смог содержать. Вот и дожила машина почти в целости и сохранности до наших дней, я у нее третий хозяин.
Хотя, конечно, я езжу на современном джипе «Киа-Махав». Южнокорейский автопром. Достаточно редкая машина. Аналог «Лексусу» и «Тойоте-Ландкрузер». Полноприводная,  с мощным двигателем. Комфортабельная. Хорошая машина для работы. Нужно и в  Екатеринбург выезжать, и в Верхотурье на разные строительные объекты. 

Приобрести такой автомобиль посоветовал сын. Молодежь сейчас разбирается в автомобилях больше, чем наше поколение. Это свидетельствует о том, что мировой автопром развивается, роль автомобиля как спутника человека только растет.

Михаил СМЫШЛЯЕВ

Категория: Наши интервью | Просмотров: 502 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Верхотурье-Сити

Календарь

«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Опрос на сайте

Курите ли вы?

Партнеры сайта

Поделиться с друзьями:



© Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Новая жизнь» 
Свидетельство о регистрации СМИ № ПИ № ФС 66 - 1633 Р от 14.03.2008г.

Редакция газеты «Новая жизнь»:
Использование материалов допускается только с письменного согласия редакции
При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка  на http://нов-жизнь.рф/ обязательна 

624380 Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Ленина, 21
Телефоны: 8-(34389) 2-28-66 и 2-28-80, Факс: 8-(34389) 2-28-80
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями




Хостинг от uCoz